МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ГОДНЫХ ОСТАТКОВ ПОГИБШЕГО (УНИЧТОЖЕННОГО) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(в ред. приказов Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.02.2001 N 4-од, от 21.06.2000 N 10-од)
Определение стоимости транспортного средства (ТС), пришедшего в негодность по причинам аварийного повреждения или разукомплектования, производится по процентной доле сохранившихся агрегатов, узлов и деталей в стоимости ТС. При этом должны быть применены корректирующие коэффициенты, отражающие степень возможного повреждения исправных частей при разборке и в зонах их сопряжения с аварийно поврежденными частями, вероятность их реализации на вторичном рынке, а также наличие возможных скрытых повреждений:
Сд,а = Сп,агр х Кповр х Кспр х Ксд,
где Сд,а - рыночная стоимость аварийного (неисправного) ТС; Сп,агр - процентная стоимость сохранившихся базовых агрегатов, узлов и деталей;
Сп,агр = Сд х SUM Пагр,
Где SUM Пагр - сумма процентных долей стоимостей основных сохранившихся агрегатов и узлов в стоимости ТС, определяемая по таблицам; Кповр - коэффициент, учитывающий возможную степень повреждения Х исправных частей при разборке и в зонах сопряжения с поврежденными элементами, определяемую по формуле:
Х = 1 - SUM Пагр, где Сд - действительная стоимость идентичного неисправного ТС.
Корректирующий коэффициент Кповр определяется в зависимости от степени повреждения Х по таблице 3. Для степени повреждения транспортного средства Х менее 0,2 стоимость определяется как разность между 90% рыночной стоимости транспортного средства и затратами по его ремонту, которые определяются расчетным путем. Для степени повреждения транспортного средства более 0,85 - действительную стоимость необходимо определить по действующим методикам с учетом того, что восстановление ТС может быть нецелесообразно.
Кспр - коэффициент спроса на агрегаты, узлы, детали, определяет степень пригодности и уровень спроса на остатки ТС (агрегаты, узлы, детали) на отечественном рынке. Он в большой степени зависит от распространенности на рынке определенных марок и моделей, а также от возраста ТС и степени надежности данной марки и определяется по таблице 4.
Ксд - коэффициент, учитывающий наличие возможных скрытых дефектов, которые невозможно выявить без разборки агрегата или узла. Для расчетов Ксд = 0,9.
Значение "Передняя подвеска в сборе с рулевым приводом" включает элементы подвески с колесами и шинами, тормозные механизмы, детали рулевого привода, реактивные штанги, стабилизатор поперечной устойчивости, балку передней оси. Значение "Задняя подвеска в сборе - задняя ось" включает элементы подвески колес с колесами и шинами, тормозные механизмы, балку задней оси, реактивные штанги, стабилизатор поперечной устойчивости. К прочему относятся аккумулятор, радиаторы охлаждающей жидкости, масляный, воздушный, топливный бак, система выпуска газов и т.д.
Примерное процентное соотношение стоимостей элементов кузова легковых автомобилей к стоимости кузова приведено в таблице 1.
Таблица 1
ЭЛЕМЕНТЫ КУЗОВА |
В % к стоимости кузова |
Крыша, днище, пороги, стойки, двери, салон, остекление |
50 |
Крыло, защита крыла, брызговик, лонжерон, светотехника правая сторона |
10 |
Крыло, защита крыла, брызговик, лонжерон, светотехника левая сторона |
10 |
Капот, передняя панель, решетка радиатора, бампер передний |
8 |
Боковина, лонжерон, арка колеса, усилитель, светотехника правая сторона |
7 |
Боковина, лонжерон, арка колеса, усилитель, светотехника левая сторона |
7 |
Крышка багажника (задняя дверь), задняя панель, пол багажника, обивка багажника, бампер задний. |
8 |
Таблица 2
Процентная доля стоимости основных частей ТС в стоимости легковых автомобилей, Пагр
|
|
Пагр |
|
Агрегат, узел |
|
Тип привода |
|
|
Передний |
Задний |
Полный |
Кузов первой комплектности |
46 |
49 |
42 |
Кузов без оборудования, окрашенный |
27 |
29 |
22 |
Оборудование кузова |
19 |
20 |
20 |
Двигатель с оборудованием и сцеплением |
23 |
23 |
21 |
Двигатель без оборудования со сцеплением |
18 |
18 |
17 |
Коробка передач |
10 |
6 |
6 |
Карданная передача (раздаточная коробка) |
0 |
1 |
4 |
Главная передача с приводами колес |
6 |
0 |
8 |
Передняя подвеска в сборе с рулевым приводом |
7 |
7 |
5 |
Задняя подвеска в сборе – задняя ось |
5 |
5 |
4 |
Ведущий мост задний |
0 |
6 |
7 |
Рулевое управление, включая сервомеханизм |
1 |
1 |
1 |
Прочее |
2 |
2 |
2 |
ИТОГО: |
100 |
100 |
100 |
Таблица 3
Корректирующий коэффициент степени повреждения ТС
Х |
Кповр |
Х |
Кповр |
0,2-0,3 |
0,95 |
0,6-0,70 |
0,75 |
0,3-0,4 |
0,9 |
0,7-0,80 |
0,7 |
0,4-0,5 |
0,85 |
0,8-0,85 |
0,6 |
0,5-0,6 |
0,8 |
|
|
Таблица 4
Коэффициент спроса на агрегаты, узлы, детали
|
Кспр |
||
возраст транспортного средства, лет |
|||
до 6 |
7-20 |
свыше 20 |
|
СНГ |
1,0 |
0,6 |
0,2 |
Германия |
1,0 |
0,85 |
0,3 |
Япония |
1,0 |
0,75 |
0,25 |
Франция |
1,0 |
0,65 |
0,15 |
Италия |
1,0 |
0,5 |
0,1-0,2 |
Швеция |
1,0 |
0,5 |
0,25 |
Чехия |
0,95 |
0,45 |
0,1 |
Испания |
0,9 |
0,4 |
0,15 |
США |
0,85 |
0,35 |
0,2 |
Корея |
0,8 |
0,3 |
0,1 |
Великобритания |
0,8 |
0,3 |
0,1 |
Транспортные средства из других |
0,75 |
0,3 |
0,1-0,2 |
Неремонтируемые узлы и детали, снятые с ТС по причине их неисправности, имеют цену бытового лома (вторичного сырья)
с учетом его доставки к месту утилизации.